netlib.narod.ru< Назад | Оглавление | Далее >

Глава 8. Приручение мыши

Изобретение, на которое был выдан патент США за номером 3 541 541 от 21 июня 1967 г., описано как «двухкоординатный указатель позиции на дисплейных системах1». Изобретателем значится некто Дуглас Энгельбарт, сотрудник Стэнфордского научно-исследовательского института. Конечно же, нигде в оригинальном патенте не упоминается слово мышь, но ясно как день, что патент описывает именно ее.

Дуглас Энгельбарт (род. в 1925 г.) основал в Стэнфордском институте исследовательский центр, где занимались совершенствованием аппаратного и программного обеспечения компьютеров, преследуя весьма амбициозную цель: создать инструменты, помогающие работе человеческого интеллекта. В 1986 г. Энгельбарт будет вспоминать: «Мы хотели начать эксперименты с выбором объектов на экране. Для активной работы во взаимодействии с дисплеем нужно сообщить компьютеру, на чем сосредоточено внимание пользователя в данный момент, поэтому мы испытывали потребность в устройстве для выбора объектов на экране. Было множество доводов в пользу световых перьев и трекболов, но ни одно из этих устройств не соответствовало нашим задачам безоговорочно. Я хотел найти наилучшее решение для работы с любыми объектами, нужными в данный момент — с текстом, структурными элементами, интерактивными командами... Недавно я откопал в своих бумагах описание прототипа, ставшего в конечном счете самой первой мышью...2»

К 1972 г. мышь пробралась в исследовательский центр компании Xerox в Пало Альто (PARC), где стала частью компьютера Alto, который до сих пор считают первой машиной с графическим интерфейсом пользователя и предшественником ПК. Но лишь после выпуска компанией Apple в 1983 г. компьютера Apple Lisa (не очень удачного) и, годом позже, модели Macintosh (которая имела больший успех), мышь стала обязательным аксессуаром любого нормально оснащенного компьютера.

Хотя для ввода алфавитно-цифровой информации и ограниченного передвижения курсора вполне достаточно клавиатуры, мышь обеспечивает более тесное взаимодействие между пользователем и объектами на экране. Мышь — это продолжение пальцев пользователя, она позволяет ему выбирать, брать и перемещать объекты. Кроме того, она неплохо приспособлена для работы с новыми типами приложений. Хотя первыми испытателями мыши стали компьютерные игроки и художники, в последнее время мышь зарекомендовала себя как бесценное средство для навигации в гипертекстовых средах, таких как Web.



1 Патенты США доступны для просмотра по адресу http://www.uspto.gov/patft. Дпя просмотра патентов, выданных после 1976 г., потребуется программа для просмотра TIFF-файлов.

2 Адель Голдберг (Adele Goldberg), «A History of Personal Workstations» (New York: ACM Press, 1988), c. 194–195. Эта книга представляет собой сборник материалов конференции ACM (Association for Computing Machinery), посвященной истории развития персональных рабочих станций, проводившейся 9–10 января 1986 г. в калифорнийском городе Пало Альто. Всестороннее обсуждение мыши см. в книге Тьери Бардини (Thierry Bardini) «Bootstrapping: Douglas Engelbart, Coevotution, and the Origins of the Personal Computer» (Stanford, CA: Stanford University Press, 2000).


netlib.narod.ru< Назад | Оглавление | Далее >

Сайт управляется системой uCoz