netlib.narod.ru< Назад | Оглавление | Далее >

6.2. Структуры и функции

Единственно возможные операции над структурами — это их копирование, присваивание, получение адреса с помощью & и осуществление доступа к ее элементам. Копирование и присваивание также включают в себя передачу функциям аргументов и возврат ими значений. Структуры нельзя сравнивать. Инициализировать структуру можно списком константных значений ее элементов; автоматическую структуру также можно инициализировать присваиванием.

Чтобы лучше познакомиться со структурами, напишем несколько функций, манипулирующих точками и прямоугольниками. Возникает вопрос: а как передавать функциям названные объекты? Существует по крайней мере три подхода: передавать компоненты по отдельности, передавать всю структуру целиком и передавать указатель на структуру. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы.

Первая функция, makepoint, получает два целых значения и возвращает структуру point:

  /* makepoint: формирует точку по компонентам x и y */
  struct point makepoint(int x, int y)
  {
      struct point temp;

      temp.x = x;
      temp.y = y;
      return temp;
  }

Заметим: никакого конфликта между именем аргумента и именем члена структуры не возникает; более того, сходство подчеркивает родство обозначаемых ими объектов.

Теперь с помощью makepoint можно выполнять динамическую инициализацию любой структуры или формировать структурные аргументы для той или иной функции:

  struct rect screen;
  struct point middle;
  struct point makepoint(int, int);

  screen.pt1 = makepoint(0, 0);
  screen.pt2 = makepoint(XMAX, YMAX);
  middle = makepoint((screen.pt1.x + screen.pt2.x) / 2,
                     (screen.pt1.y + screen.pt2.y) / 2);

Следующий шаг состоит в определении ряда функций, реализующих различные операции над точками. В качестве примера рассмотрим следующую функцию:

  /* addpoint: сложение двух точек */
  struct point addpoint(struct point p1, struct point p2)
  {
      p1.x += p2.x;
      p1.y += p2.y;
      return p1;
  }

Здесь оба аргумента и возвращаемое значение — структуры. Мы увеличиваем компоненты прямо в p1 и не используем для этого временной переменной, чтобы подчеркнуть, что структурные параметры передаются по значению так же, как и любые другие.

В качестве другого примера приведем функцию ptinrect, которая проверяет находится ли точка внутри прямоугольника, относительно которого мы принимаем соглашение, что в него входят его левая и нижняя стороны, но не входят верхняя и правая.

  /* ptinrect: возвращает 1, если точка p принадлежит
     прямоугольнику r, и 0 в противном случае */
  int ptinrect(struct point p, struct rect r)
  {
      return p.x >= r.pt1.x && p.x < r.pt2.x
          && p.y >= r.pt1.y && p.y < r.pt2.y;
  }

Здесь предполагается, что прямоугольник представлен в стандартном виде, т.е. координаты точки pt1 меньше соответствующих координат точки pt2. Следующая функция гарантирует получение прямоугольника в каноническом виде.

  #define min(a, b) ((a) < (b) ? (a) : (b))
  #define max(a, b) ((a) > (b) ? (a) : (b))

  /* canonrect: канонизация координат прямоугольника */
  struct rect canonrect(struct rect r)
  {
      struct rect temp;

      temp.pt1.x = min(r.pt1.x, r.pt2.x);
      temp.pt1.y = min(r.pt1.y, r.pt2.y);
      temp.pt2.x = max(r.pt1.x, r.pt2.x);
      temp.pt2.y = max(r.pt1.y, r.pt2.y);
      return temp;
  }

Если функции передается большая структура, то эффективнее передать указатель на нее, а не копировать структуру целиком. Указатели на структуры ничем не отличаются от указателей на обычные переменные. Объявление

    struct point *pp;

сообщает, что pp — это указатель на структуру типа struct point. Если pp указывает на структуру point, то *pp — это сама структура, а (*pp).x и (*pp).y — ее элементы. Используя указатель pp, мы могли бы написать

  struct point origin, *pp;

  pp = &origin;
  printf("origin: (%d, %d)\n", (*pp).x, (*pp).y);

Скобки в (*pp).x необходимы, поскольку приоритет оператора . выше, чем приоритет *. Выражение *pp.x будет проинтерпретировано как *(pp.x), что неверно, поскольку pp.x не является указателем.

Указатели на структуры используются весьма часто, поэтому для доступа к элементам была придумана еще одна, более короткая форма записи. Если p — указатель на структуру, то

  p -> элемент структуры

есть ее отдельный элемент. (Оператор -> состоит из знака -, за которым сразу следует знак >.) Поэтому printf можно переписать в виде

  printf("origin: (%d, %d)\n", pp->x, pp->y);

Операторы . и -> выполняются слева направо. Таким образом, при наличии объявления

  struct rect r, *rp = &r;

следующие четыре выражения будут эквивалентны:

  r.pt1.x
  rp->pt1.x
  (r.pt1).x
  (rp->pt1).x

Операторы доступа к элементам структуры . и -> вместе с операторами вызова функции () и индексации массива [] занимают самое высокое положение в иерархии приоритетов и выполняются раньше любых других операторов. Например, если задано объявление

  struct {
      int len;
      char *str;
  } *p;

то

  ++p->len

увеличит на 1 значение элемента структуры len, а не указатель p, поскольку в этом выражении как бы неявно присутствуют скобки: ++(p->len). Чтобы изменить порядок выполнения операций, нужны явные скобки. Так, в (++p)->len, прежде чем взять значение len, программа прирастит указатель p. В (p++)->len указатель p увеличивается после того, как будет взято значение len (в последнем случае скобки не обязательны).

По тем же правилам *p->str обозначает содержимое объекта, на который указывает str; *p->str++ прирастит указатель str после получения значения объекта, на который он указывал (как и в выражении *s++); (*p->str)++ увеличит значение объекта, на который указывает str; *p++->str увеличит p после получения того, на что указывает str.


netlib.narod.ru< Назад | Оглавление | Далее >

Сайт управляется системой uCoz